Регистрация ИП в ФСС

Индивидуальный предприниматель без работников не обязан регистрироваться в ФСС в 2021 году, но может сделать это добровольно, чтобы получать выплаты по больничным. Если вы приняли на работу хотя бы одного сотрудника, обязательно нужно встать на учет в ФСС. Отправить нужные для этого сведения можно через районное отделение Фонда социального страхования, портал госуслуг или МФЦ.
В этой статье:
  1. Добровольная постановка ИП на учет в ФСС
  2. Регистрация ИП в качестве работодателя в 2021 году
  3. Сроки регистрации ИП в ФСС

1. Добровольная постановка ИП на учет в ФСС

Индивидуальный предприниматель обязан встать на учет в ФСС, только если у него есть наемные работники. Однако если вы хотели бы получать компенсации по больничным и декретным отпускам, можно встать на учет в фонде и оплачивать взносы. Для этого нужно подать документы в территориальное отделение ФСС, через МФЦ, по почте или через портал Госуслуг.

В течение трех дней фонд поставит вас на учет и вышлет уведомление о регистрации в качестве лица, добровольно вступившего в отношения по социальному страхованию. С этого момента можно оплачивать взносы с удобной для себя периодичностью (раз в месяц, квартал или год). Главное — начать перечислять взносы не позднее 31 декабря того года, когда вы встали на учет.

Для добровольной регистрации индивидуального предпринимателя в ФСС понадобятся следующие документы:

  • Паспорт и копии его страниц - только при личной подаче,
  • Заявление о добровольном страховании по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 22 апреля 2019 г. № 216.

2. Регистрация ИП в качестве работодателя в 2021 году

Наняв хотя бы одного сотрудника, обязательно зарегистрируйтесь в ФСС в качестве страхователя. Если не встанете на учет в течение 30 дней с момента заключения договора, вам грозит штраф.

Обратите внимание: встать на учет придется не только при заключении трудового договора с персоналом, но и при некоторых гражданско-правовых отношениях. Если в вашем договоре (подряда, оказания услуг, авторском и т.д.) с исполнителем указано, что страховые взносы уплачиваете вы, то нужно будет зарегистрироваться в ФСС.

Подать документы можно через Госуслуги, МФЦ, по почте или территориальное отделение ФСС.

Чтобы ИП встать на учет в ФСС в качестве страхователя, если заключен трудовой договор с работником, понадобятся документы:

  • Паспорт и копии его страниц - только при личной подаче,
  • Заявление о регистрации в качестве страхователя-физ. лица по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 22 апреля 2019 г. № 215,
  • Копии трудовых книжек нанятых работников или трудовых договоров, заключенных с работниками.

При заключении гражданско-правового договора, предусматривающего выплату социальных взносов, нужны такие документы:

  • Паспорт и копии его страниц - только при личной подаче,
  • Заявление о регистрации в качестве страхователя-физ. лица по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 22 апреля 2019 г. № 214,
  • Копии гражданско-правовых договоров с работниками-физ. лицами,
  • Справка из банка об открытии банковского счета (если на момент подачи заявления такой счет есть у ИП).

По желанию ИП может предоставить копию свидетельства о постановке на учет в налоговой и копию свидетельства о регистрации в качестве ИП. Документы за предпринимателя может подать его представитель, тогда потребуется нотариально заверенная доверенность.

Госпошлину за постановку на учет в ФСС платить не нужно.

3. Сроки регистрации ИП в ФСС

Если вы подаете документы напрямую в ФСС, вас поставят на учет в течение 3 дней с момента подачи заявления в ведомство. При подаче документов через Госуслуги регистрация также проходит за 3 рабочих дня. Учитывайте, что МФЦ не регистрирует страхователей, а лишь принимает у них документы. Соответственно, при подаче сведений через МФЦ к трехдневному сроку регистрации в ФСС нужно добавить время на отправку документов в ФСС. При отправке документов почтой срок увеличивается на время пересылки.

Регистрируете ИП? Скачайте все документы бесплатно!
Воспользуйтесь нашим онлайн-сервисом, чтобы бесплатно заполнить заявление и сформировать пакет документов за 15 минут! Сервис не ошибается и учитывает все новые требования закона и налоговой. Просто заполните анкету, а затем скачайте и распечатайте документы с инструкцией по подаче.